Сборка своими руками и применение споттера из сварочного аппарата: схемы работы самодельных споттеров

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

Споттеры активно используются в СТО и частных мастерских. Благодаря этому оборудованию можно быстро вернуть кузову машины нужную форму, причем последующая обработка проблемного участка (зачистка, шпаклевка, покраска) минимальна.

Споттеры стоят не дешево, поэтому некоторые пытаются их собрать самостоятельно. Выполнение этой задачи можно ускорить если под рукой есть поломанный или неиспользуемый сварочный агрегат.

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками? Что еще нужно включить в схему? Из каких элементов можно сделать рабочие части?

Схема споттера и ее работа

Соорудить споттер своими руками из сварочного аппарата легче и быстрее, чем когда нет вообще никакой материальной основы. Но чтобы процесс создания получился успешным необходимо разобраться в принципе работы споттера. Для этого имеются соответствующие видео и разнообразные схемы в интернете. Они могут немного отличаться по составляющим, но большинство функционирует именно так:

  1. Напряжение поступает из бытовой сети на первый трансформатор (Т1). Пройдя его первичную и вторичную обмотку, оно понижается до безопасного значения, позволяющего заряжать основные элементы схемы.
  2. После Т1 ток поступает на диодный мост.
  3. Реле перенаправляет напряжение с диодов на конденсаторы, которые начинают заряжаться.
  4. При достижении необходимого уровня заряда, реле отключает конденсатор и пускает ток по второй линии, содержащей тиристор и еще один трансформатор (Т2). Обмотки этого трансформатора изменяют параметры тока, позволяя сварщику контактировать со свариваемым изделием. Одновременно повышается сила тока, способная точечно расплавлять металл в зоне нагрева.
  5. Для регулирования силы тока, между Т2 и изделием устанавливают сопротивление.
  6. Импульсный сварочный ток действует 0.1 — 0.4 секунды, что обусловливается параметрами конденсатора.
  7. Когда последний становится разряжен, тиристор закрывается, и запускается первая линия, работающая на зарядку. Так заканчивается полный цикл аппарата, и действие повторяется снова.

Что понадобится для сборки

Чтобы смастерить споттер своими руками требуется заготовить необходимые элементы схемы, и продумать из чего собрать аппаратную часть. Какое-то оборудование придется купить в магазине, а некоторые детали найдутся и в гараже.

Основное устройство — это трансформатор от сварочного аппарата, — уже имеется. Именно из него получиться извлекать сварочный ток. Другие элементы конструкции и их параметры такие:

  • Второй трансформатор для запитывания всех составляющих цепи.
  • Переменный резистор. Его минимальное значение должно начинаться от 100 Ом. Мощность рассеивания здесь в расчеты не принимается и подойдет любое значение.
  • Диодный мост около 8V, с полной комплектацией, поддерживающий работу цепи на 12 V. Вместо этого узла возможна установка симисторов.
  • Конденсатор, накапливающий ток для подачи импульса, должен иметь емкость 1000 мкФ. Это позволит высвободить достаточный ток для сварки. Максимальный показатель поддерживаемого напряжения конденсатора 25V.
  • Тиристор, перенаправляющий напряжение из первого потока во второй и наоборот. Можно купить модель ПТЛ-50 или аналогичную по параметрам. Главное требование, это способность функционировать при 220V, и создавать импульс с минимальной силой тока в 45 А. При меньших значениях сварка споттером будет слабой, и обратный молоток будет отрываться при ударе, вместо вытягивания поверхности изделия.

Трансформатор и его модификации

Понимая процесс, происходящий внутри оборудования, и посмотрев несколько видео по его работе, можно приступать к делу. Создание споттера из сварочного аппарата своими руками является более быстрым, поскольку подразумевает уже наличие сварочного трансформатора — одного из основных элементов устройства.

Преимущество заключается в том, что его выходное значение по силе тока уже соответствует требуемому для сварки. Для работы импульсной дугой требуется диапазон сварочного тока от 40 до 1000А. Много трансформаторов от сварочных устройств выдают именно такие параметры. Если же максимальная сила тока трансформатора меньше, то ее можно повысить изменив вторичную обмотку.

Для этого «родная» вторичная обмотка полностью удаляется (зубилом или стамеской). Это следует выполнять аккуратно, чтобы не повредить изоляцию первичной обмотки. После чего можно намотать кабель сечением 50 мм квадратных в количестве семи витков. Если в наличие провод с меньшим сечением (30 мм квадратных), то потребуется большее число витков на вторичной обмотке (около 10 витков).

По аналогичной схеме действуют и при сборке споттера из полуавтомата. Ключевым элементом является трансформатор, выдающий требуемые величины тока. Споттер из инвертора тоже возможен, и его напряжение будет еще более лучшим для импульсной сварки. Трансформаторный узел помещают в схему на место Т2, а остальные детали собирают в соответствии с параметрами цепи.

Изготовление рабочих частей

Рабочим элементом, которым выполняется большинство манипуляций при использовании споттера, является пистолет или его совмещенная версия с обратным молотком. Его можно купить сразу в магазине для сварки, а возможно изготовить и самостоятельно.

Свой самодельный пистолет можно сделать из неработающей дрели, удалив из нее внутреннюю часть. Как основа, подойдет и клеевой пистолет. Устройство необходимо снабдить штангой и надеваемым утяжелителем. Последний можно изготовить на токарном станке с внутренним отверстием, соответствующим диаметру штанги.

Конец штанги снабжается специальным зажимом для фиксации электрода или приварочных шайб. Кабель от аппарата к пистолету важно подобрать достаточно толстым. Хотя импульсная сварка кратковременна, и не сильно перегревает цепь, слишком тонкий кабель может оплавиться.

Корпус

Создание споттера из сварочного аппарата, полуавтомата или инвертора, удобно и наличием готового корпуса. В нем уже имеется диэлектрическое основание или крепежные шайбы под трансформатор, исключающие попадание тока на корпус. Удалив ненужные элементы, можно расположить основные составляющие цепи.

Наружная панель сварочного агрегата уже имеет достаточно отверстий для вывода основных кнопок и приборов. Для самодельного споттера потребуется вывести:

  • тумблер включения;
  • переключатель режимов (импульс или сварка угольным электродом);
  • значение А;
  • значение V;
  • индикатор сети;
  • разъемы под кабель пистолета и массы.

Возможности самодельного споттера

На что способен споттер из сварочного агрегата демонстрируется на видео. Им возможно выполнять сварку шайб, проволоки и других приспособления для выравнивания геометрии кузова. Из технических характеристик такие аппараты имеют:

  • питающее напряжение 220V;
  • частоту тока 50 Гц;
  • мощность 10 кВт;
  • рабочий ток от 40 до 1000А;
  • напряжение вторичной обмотки 8-12 V;
  • импульс 0.1-0.4 секунды;
  • тяговое усилие иглы около 100 кг.

Если в наличии имеется нерабочий сварочник, то это хорошая основа для создания самодельного споттера. Ключевой элемент — трансформатор, уже имеется, а готовый корпус ускорит процесс комплектации. Если параметры трансформатора не соответствуют требуемым, необходимо всего лишь изменить вторичную обмотку.

Поделись с друзьями

Источник: https://svarkalegko.com/oborudovanie/spotter-iz-svarochnogo-apparata.html

Споттер из сварочного аппарата своими руками – отличный способ сэкономить деньги на кузовном ремонте автомобиля

При выполнении кузовных работ на автомобиле, точнее – при устранении вмятин после ДТП, возникает необходимость демонтажа поврежденного элемента с последующей рихтовкой. Это длительная и дорогостоящая процедура. К тому же, на автомобилях ранних годов выпуска элементы кузова крепятся не на болты, а приварены к лонжеронам.

Такой ремонт влетит «в копеечку» не только за сложность работ. Он повлечет за собой дополнительные затраты на покраску как восстановленной зоны деформации, так и мест крепления демонтируемой части кузова.

В ряде случаев восстановление вмятин традиционным способом невозможно в принципе, например при повреждении порогов. Приходилось либо менять узел целиком, либо вырезать поврежденный участок и приваривать новый. Это не способствовало удешевлению процесса.

Для снижения стоимости кузовного ремонта, много лет назад была придумана технология «вытягивания» вмятин. К поврежденной части кузова приваривался ремонтный крюк, затем либо лебедкой, либо так называемым обратным молотком вмятина выравнивалась. Во время сварки портилась дополнительная площадь кузова. Эта проблема характерна лишь при использовании традиционных сварочных аппаратов.

Видео пример переделанного сварочного аппарата в контактную сварку

Споттеры – технология применения и устройство прибора

Существует специализированный аппарат для подобных работ, именуемый – споттером.

Фактически – это обычный автомат для контактной сварки, оснащенный дополнительными приспособлениями и обладающий особыми параметрами.
Функциональные возможности:

  • Приваривание крепежных элементов (крюков, шайб, наконечников обратного молотка) для вытягивания вмятин;
  • Прогрев обрабатываемой поверхности с последующим охлаждением. Это свойство используется для осадки металла;
  • Режим непрерывной сварки с использованием традиционных электродов с добавлением углерода;
  • Режим импульсной сварки высоким током, предназначенный для кратковременного мощного прогрева точки «прихвата» крепежного элемента.

Типовые характеристики споттера:

  • Мощность трансформатора – до 10 кВт;
  • Рабочий ток вторичной обмотки – до 1500 А;
  • Напряжение вторичной обмотки – 7-9 вольт;
  • Таймер включения импульса – до 0,1 секунды.

Общий принцип действия – моментальный нагрев за счет малого сопротивления материала. Для этого необходим ток – не менее 1300 Ампер.

Нагревание металла до точки плавления должно происходить мгновенно и продолжаться очень короткое время. Это минимизирует повреждения вокруг обрабатываемой области. Хорошо настроенный аппарат производит «прихватывание» меньше, чем за 0,1 секунды. Раскаляется лишь внешняя поверхность металла, на внутренней стороне даже не повреждается лакокрасочное покрытие.

Этого вполне достаточно, чтобы можно было вытягивать вмятину при помощи обратного молотка или другого приспособления. После манипуляций с металлом, приваренный крюк или наконечник молотка, легко отрывается резким вращательным движением.

Как сделать споттер самостоятельно

Компоненты споттера:

  • Трансформатор, аналогичный обычному от точечного сварочного аппарата. Рабочий ток вторичной обмотки 1500 Ампер;
  • Блок управления, обеспечивающий регулировку длительности импульса;
  • Обратный молоток, оснащенный приспособлением для точечного прихватывания к поверхности металла;
  • Приспособление для постепенного вытягивания с комплектов крючьев и шайб для прихватывания к металлу.

Изготовить аппарат можно из компонентов, имеющихся в сарае или гараже любого домашнего мастера. Исключение составляет разве что трансформатор, но и этот элемент при желании можно раздобыть за разумную цену, например – в пунктах приема металлолома.

Еще немного средств надо будет потратить на радиодетали для изготовления блока управления (пускового устройства). Обратный молоток и прочие приспособления для вытягивания поврежденных кузовных элементов изготавливаются по образцу фабричных, желательно из меди или латунных сплавов.

Изготовление рабочего трансформатора и блока управления:

Первичная обмотка рабочего трансформатора Т2 рассчитывается на мощность 10-15 кВт. Если вам удалось раздобыть готовый трансформатор, например от обычного сварочного аппарата – рассчитать силовую вторичную обмотку будет несложно.

Читайте также:  Как правильно выбирать теплый электрический пол, его разновидности и особенности укладки и подключения

Намотайте 10 витков толстого провода и замерьте полученное напряжение при включенном трансформаторе. Разделите эту величину на 10, и получите напряжение, получаемое с одного витка.

Количество витков должно обеспечить напряжение 7-9 вольт. Медная жила для вторичной обмотки должна быть сечением не менее 75 квадратов.

Это обеспечит формирование рабочего тока до 1500 ампер без излишнего нагрева и потерь мощности.

Состав силового блока следующий: трансформатор Т1 и диодный мост V1-V4, собранный на диодах Д226Б. Он служит для зарядки управляющего конденсатора С1. Трансформатор подойдет любой, например – от бытовой техники. Напряжение на выходе 12-24 вольта.

Емкость С1 открывает и закрывает тиристор V9, который и является ключом для блока управления. При нажатии на пусковую кнопку S3, тиристор открывается и подает питание через мост V5-V6 на первичную обмотку рабочего трансформатора Т2.

За это время происходит импульсная сварка, которая прекращается по мере разряда конденсатора С1, закрывающего тиристор V9 и прекращающего подачу напряжения на первичную обмотку рабочего трансформатора Т2. Длительность сварочного импульса регулируется переменным резистором R1.

ВАЖНО! Сварочный импульс протекает однократно, и не зависит от продолжительности нажатия на кнопку S3. Для перезапуска системы необходимо отпустить пусковую кнопку S3.

После этого емкость С1 вновь зарядится и система будет готова к новому импульсу.

Кабели, которые подают рабочий ток к инструменту споттера, должны иметь сечение не меньше, чем вторичная обмотка рабочего трансформатора.

Длину желательно ограничить 2,5 метрами (опять же, для уменьшения потерь мощности).

Изготовленный своими руками точечный сварочный аппарат безопасен и надежен. Кабель питания 220 вольт и блок управления должен быть надежно закрыт в корпусе. Если корпус металлический – заземление обязательно.

ВАЖНО! Споттер потребляет 10-15 кВт мощности. Поэтому ваша электропроводка должна соответствовать нагрузке.

Еще одно видео изготовления точечной сварки из старого сварочного аппарата

Прибор для контактной сварки из сварочного аппарата

По аналогичной схеме работает прибор для контактной сварки. В нем не применяются дуговые электроды с углеродной добавкой. Процесс сварки основан на протекании больших токов в точке замыкания контактов сварочного пистолета.

Если у вас есть сварочный аппарат, изготовить на его основе контактную сварку не составит труда. Необходимо лишь собрать управляющий блок и сварочный контактный пистолет, который будет подключен к рабочим проводам вашего электроприбора.

Управляющий блок предназначен для оперативного подключения питающего напряжения на первичную обмотку рабочего трансформатора. Его можно собрать на мощном реле, тиристорной или симисторной схеме.

Главное условие – пусковая кнопка должна быть под рукой на контактном пистолете, и она не должна быть фиксируемой.

В противном случае можно создать короткое замыкание вторичной обмотки, которое приведет к перегреву устройства.

Рабочее напряжение, подаваемое на кнопку – должно быть безопасным для оператора. Поскольку напряжение на электродах контактного пистолета не превышает несколько вольт – весь процесс сварки безопасен с электрической точки зрения. Потенциально можно лишь обжечься о горячий металл.

Вся конструкция контактного пистолета должна приводиться в разомкнутое и отключенное состояние под действием пружин. То есть, как только вы отпустили ручки клещей – электроды сразу будут обесточены и отведены из пятна сварки.

Пистолет можно изготовить в любой компоновке, главное – удобство и безопасность использования. В качестве примера – заводское устройство.

Контакты должны быть медными или латунными, иначе они будут привариваться к обрабатываемой поверхности. Толщина (диаметр) 5-15 мм. Поскольку электроды изнашиваются – необходимо предусмотреть возможность замены.

ВАЖНО! Необходимо помнить, что обычный сварочный аппарат, приспособленный для точечной сварки – работает в нестандартных для его конструкции режимах.

Поэтому надо следить за возможным перегревом трансформатора, и при необходимости делать перерывы в работе.

Источник: http://obinstrumente.ru/elektroinstrument/svarochnye-apparaty/spotter-iz-svarochnogo-apparata-svoimi-rukami.html

Подробная инструкция изготовления споттера из сварочного аппарата

Споттер – прибор, позволяющий выполнить точечную сварку. Это устройство используется для соединения тонких деталей, и выполнения рихтованных работ. Чаще всего споттер применяется при восстановительных работах кузовной части авто. Оборудование такого типа используется сотрудниками автосервисов. Но при необходимости собрать споттер можно своими руками из сварочного аппарата.

Схема для самодельного споттера

Самодельный споттер можно сделать из старого инвертора. Но для этого нужно знать, по какой схеме собирается конструкция. Работа споттера зависит от ряда обязательных компонентов:

  • сварочных трансформаторов;
  • первичной обмотки;
  • диодного моста;
  • тиристора.

Схема работы оборудования определяется по двум диагоналям. Мощность трансформатора первой диагонали выше, чем второй. Поэтому он принимает напряжение после включения аппарата.

Электричество поступает через вторичную обмотку по диодному мосту и реле в конденсатор. Благодаря этой системе обеспечивается зарядка. При этом в трансформаторе напряжение пропускается, и не накапливается.

При такой схеме запуска тиристор закрывается.

Для начала сварки потребуется открытие тиристора. После отключения зарядки конденсатора, вторичная обмотка трансформатора получит достаточный показатель тока для сварки. Более подробно рассмотреть элементы схемы в работе можно на плане.

Корпус и комплектующие

При создании самодельного прибора, производится подбор корпуса. В качестве основания прибора выступает диэлектрическая плитка. Детали из других материалов для этой цели не используются.

Габариты основания выбираются произвольно. Необходимо учитывать, чтобы на него можно было поместить все используемые комплектующие.

При этом они должны быть размещены так, чтобы при монтаже и в случае необходимости к ним был обеспечен свободный доступ.

Подходящий вариант для выполнения функций корпуса – старый сварочный аппарат. Также в качестве корпуса используется микроволновая печь.

Крепление компонентов зависит от того, каким планируется сделать прибор: стационарным или переносным.

При выборе второго варианта, комплектующие распределяются равномерно, и монтируются при помощи крепежных элементов. С внешней стороны корпуса устанавливаются ручки для транспортировки.

Учитывая вес оборудования, под основанием следует установить колеса. Благодаря этому устройство не потребуется поднимать при перемещении.

  Обратный молоток для рихтовки кузова

Список дополнительных комплектующих состоит из:

  • пистолета – рабочий механизм прибора;
  • сварочных кабелей – в количестве двух штук;
  • инопуллера – прибор, известный также под названием «обратный молоток».

Изготовление пистолета

Без пистолета споттер не будет выполнять свои функции. Этот компонент также известен под названием «стаддер». Выбор рабочего механизма зависит от предполагаемых целей. Споттерные пистолеты условно делятся на две категории:

Для работы с высокой частотой применения споттера, покупаются заводские модели. Такие аппараты способны обеспечить достаточную производительность при поставленных задач для профессионального сварщика.

Самодельный пистолет споттера рекомендуется применять для бытовых работ, где не требуется большой нагрузки на оборудование. В качестве самодельных рабочих механизмов используются:

  • пистолет для нанесения клея;
  • сварочный аппарат полуавтоматического типа.

Чтобы изготовить ручку для стаддера, используется гетинакс или текстолит. Толщина материала составляет от 12 до 14 миллиметров. Из него вырезаются два прямоугольника одинакового размера.

В одном из отрезков создается ниша для размещения крепежного элемента. Эта часть заготовки предназначена для крепления:

  • электрода – прут из меди с диаметром от 8 до 10 миллиметров;
  • лампочки;
  • кнопки, включающей подсветку;
  • переключателя, подающего импульс.

Кнопка должна быть размещена строго в созданном углублении. В качестве крепежного элемента используется самодельный кронштейн. Для его производства применяется труба, изготовленная из меди. Необходимо чтобы получилось сечение квадратного или прямоугольного типа.

Пистолет подключается к споттеру при помощи пятижильного кабеля сварочного или контрольного типа. Жилы соединяются с:

  • переключателем;
  • лампочкой подсветки;
  • лампочкой выключателя.

Конец кабеля помещается в отверстие кронштейна, и закрепляется при помощи паяльника. Перед этим его необходимо зачистить.

Инопуллер или обратный молоток

Инопуллер для кузовного ремонта – дорогостоящий прибор. Но самостоятельное изготовление выполняется по более простой схеме, чем сборка пистолета. Этот компонент изготовляется на основе пистолета для монтажных работ. Обратный молоток и насадки производятся пошагово:

  • удаление верхней части для крепления пенного баллона или герметика;
  • приваривание вместо них стоек – производятся из прутьев с диаметром от 6 до 10 миллиметров;
  • приваривание кольца к стойкам – за основу берете тот же прут, что использовался и для стоек, а затем скрепите его в кольцо с диаметром 100 миллиметров.

Затем приваривание кольцо обматывается изолентой. Благодаря этому в процессе работы оно случайно не приварится к рабочему покрытию. Изогнутая часть пистолета срезается, а на ее место крепится кабель. Место среза затачивается, пока не приобретет форму конуса, имеющего диаметр не более 3 миллиметров.

Трансформатор и его модификация

Споттер, изготовленный из сварочного аппарата своими руками, работает при помощи трансформатора. От сварочного трансформатора зависит образование тока для сварки и мощность споттера.

Такое устройство сложно найти на рынке электроприборов, поэтому автомат в любом случае придется делать самостоятельно.

В качестве основы трансформатора выступает магнитный провод с сечением от 400 квадратных миллиметров.

Трансформаторы делятся на две категории: пластинчатую и ленточную. Устройства обеих категорий производятся в трех формах:

  • ш-образной, известной также как «броневая»;
  • о-образной, известной также под названием «стрежевая»;
  • тороидальной.

Подходящий вариант для самодельного споттера – третий, поскольку он отличается наименьшим весом и минимальным объемом слоев вторичной обмотки.

Трансформаторы имеют различное количество витков на корпусе. Число витков, которые включает первичная обмотка рабочего прибора, зависит от получаемого напряжения.

При выполнении обмотки проводятся пробные запуски, пока показатель не достигнет 1 Вольт.

Возможности самодельного споттера

Самодельный споттер для рихтовки обладает большинством функций профессионального аппарата. С его помощью:

  • создается точечная сварка для соединения деталей;
  • прогреваются рабочие элементы;
  • зачищаются поврежденные зоны деталей;
  • захватываются крепежные элементы;
  • вытягиваются вмятины кузова автомобиля;
  • устраняются крепежные элементы;
  • зачищается рабочая поверхность.

Использование аппарата не требует профессиональных навыков для использования, поскольку схема управления споттером проста. Прибор работает в постоянном и кратковременном режиме. При помощи дополнительных элементов обеспечивается принудительная система охлаждения.

Источник: https://InfoKuzov.ru/material-instrument/spotter-svoimi-rukami

Как сконструировать и собрать споттер своими руками

Споттером называется одна из разновидностей сварочных аппаратов. Данное приспособление предназначено для точечной односторонней сварки в труднодоступных местах автомобиля и выравнивания поврежденной поверхности снаружи. Рассмотрим схему работы устройства и как можно собрать споттер своими руками.

Читайте также:  Точечные светильники для натяжных потолков: виды, их особенности и расположение, советы по выбору и фото

Составляющие споттера и принцип его работы

Устройство представлено в виде аппарата, состоящего из:

  • корпуса, в котором содержатся все механизмы сварочного аппарата;
  • кабеля;
  • стаддера (пистолета);
  • электрода (острого прута).

Cоставляющие споттера — корпус, кабель, стаддер и электрод

Принцип действия агрегата таков: через блок управления на страддер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток, корректирующий поверхность кузова.

На практике это выглядит таким образом: на поврежденную поверхность транспортного средства приваривается крепежный элемент, к которому крепится споттер. Затем вмятина вытягивается вручную или с задействованием дополнительных механизмов, вследствие чего от деформации металла не остается и следа.

Это приспособление особенно удобно в тех случаях, когда по тем или иным причинам выравнивание металлической поверхности невозможно произвести изнутри. Кроме того, самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.

Как сделать споттер?

Прежде чем начать собирать споттер своими руками, необходимо применить профилактические меры при работе с током —  под ногами в обязательном порядке должен находиться резиновый коврик, а все правила безопасности при работе с электроприборами должны скрупулезно соблюдаться.

Необходимые материалы

Для того чтобы сделать споттер своими руками из инвертора, понадобятся:

  • привод на 12 вольт, обеспечивающий кнопочное управление реле (можно применить подходящий трансформатор от старой техники);
  • тиристор, рассчитанный на напряжение 200 вольт;
  • реле (30 Ампер);
  • диодный мостик;
  • контактная группа на 220 вольт;
  • любая подходящая кнопка для управления.

Отличной основой для самодельного споттера может стать сварочный полуавтомат.

Сборка

Как сделать споттер из сварочного устройства? Очень важно изменить первоначальную конфигурацию так, чтобы на выходе споттер из инвертора обладал силой тока в 1500 Ампер.

Процесс сборки состоит из следующих этапов:

  1. С аппарата снимают вторичный слой (как правило, их два).
  2. Рассчитать, сколько витков потребуется на 1 вольт. Для этого мотаем медную проволоку на первичную обмотку, после чего замеряют показатель вольт и полученную цифру делим на количество витков.
  3. Из вторичной обмотки делается шина. При этом сечение данного элемента должно быть равно или даже больше 16 миллиметров, а напряжение – 6 вольт. Если сечение имеет меньший диаметр, то делим шину на несколько частей, после чего закрепляем все составные скотчем.
  4. Понадобятся две шины с изоляционной обмоткой. Изоляция должна проводится постепенно в следующей последовательности: слой изоленты – слой скотча – слой изоленты. Допускается установка клепок на открытых краях.
  5. Полученные шины наматываем на трансформатор. Поскольку эта процедура достаточно сложен, то тем, кто никогда не наматывал подобные элементы, понадобится посторонняя помощь и дополнительные инструменты, например молоток. Трансформатор и первичная обмотка не обязательно должны быть скреплены «намертво», достаточно просто не повредить шину и обеспечить ровную ее посадку.
  6. Измеряем мощность. При ее соответствии нужным параметрам процесс изготовления споттера близится к концу. Если же обнаружены отклонения, то можно попробовать изменить подключение проводов к первичной обмотке.

Изготовление трансформатора

Одной из важнейших деталей самодельного точечного сварочного приспособления является трансформатор. Его изготовление считается самым трудоемким процессом.

Ее можно производить на кольцевом или же ш-образном железе алюминиевым или медным проводом. Между намотанной проволокой делается многослойная изоляция из трансформаторной бумаги или лакоткани. Для обеспечения оптимальной надежности бумага пропитывается парафином.

Изготовление стаддера

Сварочный пистолет можно сделать из полуавтомата, внеся некоторые изменения. Внутри полуавтомата крепится ось из латуни, а клещи изготавливаются из трубы диаметром 2×2 см. Проводник, соединяющий пистолет и трансформатор, должен иметь сечение большее, чем сечение шины или же равное.

Продуктивность работы прибора зависит и от параметров проводов – чем короче и толще они будут, тем эффективнее будет функционировать агрегат.

Как правильно работать с механизмом?

Для быстрого и четкого выполнения кузовных работ нужно не только правильно собрать споттер для рихтовки авто своими руками, но и знать некоторые важные нюансы при работе с ним:

  • необходим постоянный контроль работы каждой детали устройства;
  • при обнаружении неполадок лучше всего обратится к высококвалифицированному мастеру;
  • чтобы пользоваться прибором было удобно, все элементы, при помощи которых осуществляется управление, лучше вывести на лицевую панель;
  • проследить, чтобы длина проводов не превышала 2,5 метра – это не лучшим образом отразится на работе агрегата;
  • прежде чем применить аппарат точечной сварки, деформированную поверхность обязательно нужно зачистить  от каких-бы то ни было видов покрытия – будь то лакокрасочные материалы или пятна ржавчины. Это обеспечит качественное соединение двух металлов и может существенно повлиять на конечный результат;
  • в обязательном порядке к поверхности, подлежащей рихтовке, присоединяют контакт заземления;
  • на предварительно очищенную поверхность авто приваривают крепеж, через который происходит присоединение сварочного приспособления;
  •  к приваренному крепежному элементу производится захват споттера пистолетом, а затем вытягивание вмятины. Но на этом процесс не заканчивается. Для полной коррекции металлической поверхности, в зависимости от ее толщины, прибегают к помощи дополнительных инструментов  – стапелей, гидроцилиндров, обратного молотка для споттера и проч.;
  • после того, как желаемый результат достигнут, приваренный элемент скручивают, а место его контакта с кузовом обрабатывают шлифовальной машинкой.

Самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.

Тем мастерам, для которых изготовление споттера из полуавтомата является дебютом в работе с электроникой, рекомендуется  досконально изучить графическую схему споттера, а также просмотреть соответствующее видео.

Источник: http://www.AvtoKrasim.ru/kak-samostoyatelno-sdelat-spotter/

Секреты самостоятельной сборки качественного споттера?

Автор temass Дата Фев 17, 2017Кузовной ремонт нужен всегда. Сделать его комфортным, эффективным и удобным – мечта каждого мастера. Выправить деталь с нарушенной геометрией можно разными способами, но если провести ремонт изнутри не получается, то на помощь приходит споттер для рихтовки.

При помощи этого аппарата процесс выпрямления неровности занимает гораздо меньше времени и сил – вмятина вытягивается наружу. Разборка автомобиля не производится. Имея определенные знания, можно сделать споттер для рихтовки авто своими руками.

С помощью качественного споттера кузовной ремонт завершится в максимально короткие сроки

Принцип работы споттера

Аппарат состоит из двух основных частей – блока управления и пистолета. Действие рихтовочного инструмента основано на методе точечной сварки. Споттер для рихтовки авто работает при помощи следующих аксессуаров:

  • Обратный молоток – накручивается на пистолет. Наконечник молотка с насадкой-звездочкой или иглой для точечной сварки напрямую приваривается к поврежденной поверхности и за него вытягивается вмятина. Используя специальный электрод, можно сначала приварить шайбы, а затем поочередно вставлять в них крючок обратного молотка и выпрямлять деталь. На приваривание шайб уходят доли секунды
  • Пуллер для споттера – используется для экспресс-вытяжки. Он плавно выравнивает поверхности небольших повреждений. Работает при помощи рычагов. Для ликвидации крупных вмятин используется выправочное устройство ручного типа
  • Осадка металла – после правки детали на ней остаются пузыри. Чтобы их убрать, в пистолет вставляется электрод, а затем им точечно прогреваются неровности.

Кузов в месте крепления наконечника обратного молотка или шайбы обязательно зачищается до металла. Таким же образом подготавливает кусочек детали, чтобы закрепить на нем массу (заземлить).

Провод крепится при помощи зажима непосредственно на дверь или через магнитный держатель, если нет возможности зацепиться.

Когда изготавливается споттер своими руками, то к поверхности приваривается болт и на него вешается масса.

Какие бывают споттеры

Выпускаются различные модели споттеров, но все они делятся на две группы:

  1. Трансформаторные – простые модели работают от обычной розетки. Они используются для простых операций. Трехфазные агрегаты обладают более широкими возможностями, так как имеют повышенную мощность. Трансформаторные споттеры не справляются с оцинкованными поверхностями
  2. Инверторные – в них преобразователь тока позволяет запитаться от любого напряжения. Споттеры подходят для выполнения любых работ

Приобретение любого аппарата для рихтовки – достаточно затратная процедура. Имея понимание того, как работает устройство, можно сделать самодельный споттер.

Что нужно для изготовления споттера

Устройство можно целиком собрать самостоятельно, а также изготовить из аккумулятора или сварочного аппарата.

Чтобы сделать споттер с нуля нужно иметь:

  • Трансформатор на 1500 А
  • Обратный молоток – используется металлическая болванка, ось изготавливается из латуни (М10), к ее концу приваривается острый наконечник для точечной сварки
  • Пистолет – делается устройство для зажима обратного молотка с одной стороны и подсоединения кабеля с другой стороны, включение регулируется кнопкой
  • Блок управления – в нем находятся тиристор (200 В), диодный мост, 12-тивольтовый понижающий трансформатор, реле (30 А), контрактор (220 В) – для сборки устройства используется схема споттера
  • Толстые провода – для массы и пистолета
  • Зажим на заземляющий провод

Под аппарат изготавливается корпус, сделать который лучше на колесах.

Аппарат для сварки – основа для споттера

Можно изготовить аккумуляторный споттер – бюджетный вариант не требует подключения к электросети, а лишь периодической подзарядки. Однако чаще всего среди самодельных приборов встречается споттер из сварочного аппарата – в нем уже есть вся начинка. Остается только подготовить трансформатор для создания нужной силы тока и сделать пистолет.

Аккумуляторный споттер — долговечное и незаменимое для кузовного ремонта устройство

Чтобы сделать споттер из сварочного аппарата, необходимо:

  1. Снять вторичную обмотку
  2. Сделать временную обмотку из медного провода для расчета количества витков на 1 Вольт – измеренное напряжение делится на количество витков
  3. Сделать расчет количества витков из расчета на 6 В
  4. Из провода от снятой вторичной обмотки сделать 2 шины сечением 160 мм2 или больше с попеременной изоляцией бумажным скотчем и тканевой изолентой – несколько тонких проводов могут соединяться между собой тканевой изолентой
  5. Шины ровно наматываются трансформатор, при этом жесткое крепление к нему не является обязательным
  6. Проверяется мощность и изготавливается пистолет
Читайте также:  Светодиодная лента: правила и нюансы по подключению к 220в, как подключить одну и несколько лент

Работа с самодельным инструментом требует особого внимания к технике безопасности – все электрические контакты должны быть изолированы

Аппарат для рихтовки можно изготовить из любого приспособления для сварки, например, изготавливаются споттер из инвертора, полуавтомата, клещей для точечной сварки.

Как изготовить пусковое устройство

Для соединения пистолета с трансформатором подойдет термоизолированный провод с максимальной длиной 2,5 м и таким же сечением, как у шины. Иные параметры провода потребуют корректировки в намотке трансформатора. Наконечник для заземления делается из куска трубы.

Пистолет можно изготовить пистолета для клея. Если делается споттер из полуавтомата, то уже имеется практически готовый инструмент – к нему нужно лишь приделать латунную ось обратного молотка.

Рукоятку пистолета даже выпиливают из фанеры, а затем вставляют в нее кнопку и ось обратного молотка. Металлической болванке обеспечивается свободный ход по оси.

На конец стержня припаивается острый наконечник – инструмент работает как прибор точечной сварки.

Сборка споттера из аккумулятора

Чтобы смастерить споттер из аккумулятора, нужно:

  • Втягивающее реле закрепить на массовой клемме
  • Плюсовой провод аккумулятора накинуть на втягивающее реле
  • С места подцепления стартера на реле кинуть к пистолету полутораметровый кабель сечением минимум 100 мм2
  • Одним проводом кнопка пистолета закрепляется на втягивающем реле там, где уже установлен плюсовой кабель аккумулятора. Второй провод присоединить к контакту реле, чтобы оно срабатывало
  • Массовый провод соединить с выпрямляемой деталью

Чтобы собрать споттер своими руками из аккумулятора, подойдет любое втягивающее реле.

Сборка пуллера

Пуллер для споттера своими руками тоже сделать нетрудно. Это приспособление поможет мягко вытянуть имеющиеся вмятины. Для него потребуется:

  1. Пистолет для герметика – используется в качестве рукоятки
  2. Металл толщиной 2 мм – из него делается конусообразная насадка с кольцом внизу
  3. Болгарка, сварка

Инструмент собирается при помощи втулок, которые вытачиваются под заказ. На проводящую ток ось крепится самодельный наконечник – он будет вытягивать вмятины на автомобиле, упираясь на круговое основание пуллера. При желании изготавливается две или три насадки с разным диаметром круга.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ

Использование споттера помогает отрихтовать поверхность быстро и качественно. Кузов не разбирается, потому что инструмент отлично работает в труднодоступных местах. Для самостоятельного изготовления инструмента понадобятся сварочный аппарат или аккумулятор.

Источник: http://krasimavtomobil.ru/equipment/a-vy-znaete-sekrety-samostoyatelnoj-sborki-kachestvennogo-spottera/

Самодельный споттер: тонкости самодельного производства

Присутствие сварочного аппарата в хозяйстве, а также строительстве практически обязательно. Для любителей автотранспорта незаменимым будет споттер – сварочный автомат точечной сварки, необходимой для ремонта автотранспорта, устранения кузовных дефектов.

Любопытно знать, что при отсутствии определенной суммы финансовых средств, которые Вы можете позволить выделить себе на покупку сварочного аппарата, либо при огромном желании сделать что-то своими руками, Вы всегда можете сделать споттер из сварочного аппарата.

Применение

Споттер применяется в случае необходимости проведения кузовных сварочных работ, для правки поверхности кузова без разборки части автомобиля, именуемой обшивкой. Стоит отметить, что споттер наиболее удобен в случае рихтовки кузовных деталей, доступ к которым затруднен ввиду особенностей конструкции.

Тонкости применения

Во время проведения кузовных работ, применяя споттер, посредством рассматриваемого сварочного аппарата к деформированной детали автомобиля приваривается специальный крепежный элемент, в дальнейшем за который при помощи обратного молотка вытягивается деформированный металл. Вдобавок ко всему споттер позволяет нагревать металл, тем самым способствуя быстрому возврату нужной жесткости, формы.

Функции и характеристики производственного споттера

Споттер, который поставлен на производственный поток, имеет множество полезных функций, которые постараемся рассмотреть ниже.

Функции и полезные качества:

  • Присоединение путем сварки ремонтных шайб (используется споттер);
  • Точечная сварка посредством металлического электрода, служащая для вытягивания металла панели;
  • Возможность прогрева металлической детали углеродным электродом с дальнейшим охлаждением.

    Благодаря данному качестве сварочного аппарата становится возможной осадка металла;

  • Благодаря своей конструкции споттер достаточно прост и невероятно удобен в эксплуатации;
  • Споттер располагает двумя режимами сварки: режим постоянного включения, требующий использование углеродного электрода, а также режим с кратковременным включением, который регулируется по времени, в процессе которого производится приварка шайб, а также металлического электрода;
  • Споттер имеет принудительную систему охлаждения, а также термостат, который производит отключение сварочного аппарата во время перегрева, автоматически включает его при достижении требуемой температуры сварки.

Характеристики сварочного устройства:

  • Напряжения питающей сети, необходимой для того, чтобы споттер нормально функционировал – 220В;
  • Частота сети переменного тока – 50-60 Гц;
  • Максимально возможная мощность – 10 кВт;
  • Максимально рабочий ток – 1300 А;
  • Напряжение вторичной обмотки сварочного аппарата – 7,8-9В;
  • Пределы установки времени – 0-1,2 секунд;
  • Рабочий режим сварки – таймер (точечная сварка), а также непрерывная (сварка и темперирование);
  • Производительность – 15% (точечная сварка металлических деталей в условиях максимальной выходной мощности), 75% (угольная вара в условиях минимальной выходной мощности);
  • Тяговое усилие для иглы – более 100 килограммов;
  • Тяговое усилие для шайбы – более 100 килограммов;
  • Габариты (длина-ширина-высота) – 380х290х840 миллиметров;
  • Вес 32 килограмма.

Самодельное приспособление

Как уже было сказано выше, споттер можно выполнить также из сварочного аппарата собственноручно.

Споттер является разновидностью контактной сварки, и отличается от нее отсутствием сварочных клещей.

Один провод присоединяется к свариваемой детали, в то время как другой повод необходимо подсоединять приваривается к деформированному месту кузова автомобиля посредством специального электрода.

По окончании всех работ, направленных на вытягивание поврежденного участка, специализированный электрод с достаточной простотой отсоединяется скручиванием. Если взглянуть на стоимость споттеров, можно понять, что они стоят довольно дорого. Несмотря на это выполнить споттер своими руками из сварочного аппарата вполне возможно.

Схема работает следующим образом:

  1. Во время нажатия кнопки S3 производится разрядка конденсатора С1, вследствие чего на время открывается тиристор V9 резистор R1;
  2. После этого производится подача переменного напряжения на первичную обмотку трансформатора посредством диодов Д232;
  3. Таким образом, выполняется процедура сваривания детали с электродом;
  4. Если конденсатор С1 разрядился, тиристор V9 закрывается, в результате чего обесточивается обмотка силового трансформатора;
  5. В таком случае сварка оканчивается, конденсатор С1 заряжается от трансформатора Т1 для последующих сварочных работ.

Стоит обратить внимание на то, что тиристор V9, а также диодный мост Д232 можно заменить на симистор. Споттер, произведенный собственноручно, требует рассмотрения с конструктивной стороны. Споттер работоспособен даже при условии, что его габариты и затраты будут незначительными. Железо 35 см*2 (20х10,5х7,5), первичная обмотка диаметром 1,8 миллиметра 255 витков на хх 1А, регулировка первичной обмотки.

Значения:

  • 5В – 1А;
  • 5,2В – 1,2А;
  • 5,4В – 1,4А;
  • 5,6В – 1,6А;
  • 6В – 2А;
  • 6,2В – 2,2А.

Некоторые пишут, что для железа предпочтительнее не менее 40 сантиметров см*2, однако в данном случае 35 сантиметров вполне хватает.

На тиристоре перегрев не наблюдается, так как нагревается лишь те участки, которые располагаются после кабеля. Стоит отметить также то, что шток их черного металла диаметром 16 миллиметров довольно интенсивно греется.

Таким образом, шток желательно переделать на латунный.

Относительно кабеля, то его площадь сечения должно составлять 70 миллиметров квадратных. На массу и на молоток пойдет длина 1,7 метра и 2,1 метра соответственно. Импульсное управление собирается по приведенной выше схеме на тиристоре ТЧ-40. Стоит отметить, что также имеется ручное управление.

Сначала вторичная обмотка трансформатора была намотана следующим образом: шина из меди размерами 6,5х4 в третьей обмотке (75 миллиметров квадратных). Можно проверить навесным методом, в результате чего становится понятно, что металл 0,7 достаточно хорошо прихватывает, иногда даже до образования отверстий.

Также можно сменить вторичную обмотку на алюминиевую: 3х6 витков площадью сечения 50 миллиметров квадратных = 150 миллиметрам квадратным, напряжение в пределах 5,2-6 В. Далее добавляется на вторичную обмотку трансформатора еще две обмотки: законченный вариант устройства имеет вторичную обмотку трансформатора из алюминия 250 мм*2 (5 обмоток по 6 витков).

Также обратить внимание нужно на «внешность» электрода (обратного молотка). Рукоятку изготавливают чаще всего из клеевого пистолета, рабочий кабель оснащен термоизоляционным слоем вместе с коммутирующим проводом. Отметим, что слой термоизоляции при нагреве стягивается.

Как работать споттером?

На сегодня существует определенная мастерами кузовного ремонта технология работы споттером, когда требуется работа с труднодоступными деформированными деталями кузова автомобиля.

Особенно часто методика применяется по отношению к исправлению дверей, порогов, крыльев и т. п. элементов автомобиля.

Данный приме основывается на том, что усилие направляется к внешней стороне рабочей поверхности, где имеется деформированный участок детали.

Точечная сварка производится посредством поступающего тока, после чего с помощью упора, либо инерционного молотка выполняется выравнивание локальной поверхности. В результате подобных действий практически вся поверхность поврежденной части автомобиля вытягивается постепенно в исходное положение.

Далее поврежденная и уже выровненная поверхность шлифуется таким образом, чтобы были удалены точки от сварки, выполняется гладкая рабочая поверхность детали. Стоит отметить, что не следует забывать об обязательном заземлении на корпус, а о аккумулятора нужно буде еще отсоединить отрицательную клемму.

Технология сварки споттером:

  1. Деформированный участок детали автомобили сначала зачищается до проявления поверхности металла;
  2. После этого к ремонтируемой поверхности крепится заземлительный контакт;
  3. Следующим этапом путем применения сварки, применяя споттер, точечно привариваются крепежные элементы;
  4. Производится захват крепежного элемента, при этом используются специальные инструменты и приспособления, необходимые для правки металла;
  5. Выполняется вытягивание деформированного участка поверхности металла;
  6. Приваренный элемент с достаточной простотой удаляется собственной рукой вращательными движениями;
  7. По окончании ремонтных работы поверхность ремонтируемой детали зачищается, после чего готовится поверхность к шпатлевке.

Работа споттером требовательна к навыкам в сварочной работе. Также должно в обязательном порядке иметь место соблюдение правил эксплуатации устройства, а также правильного проведения работ. Таким образом, достигается правильная работа по ремонту деформированной части автомобиля.

Источник: http://GoodSvarka.ru/oborudovanie-i-materiali/spotter/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию